Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью определить критический аспект современной публицистики. Актуальность исследования определяется следующими факторами: потребностью обще-ства в подготовке компетентных и профессиональных журналистов и пуб-лицистов, участников общественной коммуникации. Профессиональная деятельность журналиста и публициста предполагает экспертное и адек-ватное знание и владение всех аспектов публицистике, в том числе и кри-тического .
Публицистика - сложное многогранное явление, изучение которого многоаспектно и может рассматриваться в контексте социологии, истории, журналистики, литературоведения. Одним из самых изучаемых является собственно филологический аспект. Являясь активными участниками об-щественной, политической и культурной жизни страны, публицист должен ориентироваться и уметь выразить свое персональное отношение ко всем событиям и явлениям многогранной общественной и культурной жизни.
Актуальность исследования продиктована также необходимостью формирования у журналиста теоретической компетентности в основных направлениях журналистской и публицистической деятельности и в этом контексте повышения уровня владения знаниями о разнообразных теоре-тических разработках авторитетных исследователей в сфере анализа кри-тического аспекта публицистического жанра.
Предметом нашего исследования является выявление характеристик и особенностей критического аспекта современной публицистики.
Целью работы является изучение и определение основных характери-стик и особенностей критического аспекта современной публицистики. Развитие теории публицистики сопровождалось множеством дискуссий, вызванных неоднозначностью трактовки самого понятия "публицистика" особенностями исторического и литературного процесса, рядом других причин. Для её решения обратимся к историческим изменениям объёма и содержания понятия «публицистика» и «публицист» . Справедливо сужде-ние современного учёного Е.П. Прохорова о том, что «каждая эпоха предъявляет публицистике свои требования... Черты искусства публици-стики на каждом этапе её развития в нашем обществе при всей общности законов проявляются разнообразно и порождают уникальные явления» .
Предмет исследования и его цель предопределили задачи, которые были решены в настоящей работе:
-определить понятие публицистики, ее истоков и историческое разви-тие;
-исследовать и определить теоретический аспект современной публи-цистики;
-проанализировать и определить понятие критический аспект публи-цистики на основе современных исследований;
-на основе анализа современных средств масс-медиа продемонстриро-вать актуальность исследования теоретических основ критического аспек-та публицистики в частности и публицистики, как важного жанра совре-менной журналистики в целом.
Методы и методология исследования. Для решения поставленных за-дач были исследованы, проанализированы и систематизированы положе-ния работ и исследований отечественных авторов Прохорова, а также проведен анализ современных средств массовой информации для выбора примеров, иллюстрирующих наши теоретические положения.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и информационных Интернет-ресурсов.
ГЛАВА 1. Современная публицистика – теоретический аспект
1.1. Понятие публицистики
В переводе с латыни «публицистика» означает «общественный». Этот термин в современном мире получил широкое толкование и охватывает собой все литературные произведения, освещающие вопросы политики и общества.
Публицистикой принято считать общественно-политические и науч-ные тексты, посвященные вопросам жизни государства и общества именно в этих областях .
Термин «публицистика» имеет как широкое, так и узкое определение.
В одних случаях это может быть вся журналистика, в других - только отдельные ее формы, а иногда и материалы, полностью защищенные ав-торским правом, и проявления гражданской социально-политической по-зиции.
В этом контексте необходимо проводить четкое различие между тер-минами журналистика и публицистика. Если первое - это в значительной степени творческий процесс, отражающий явления жизни в их естествен-ном развитии и фиксирующий социально-политические изменения и про-цессы, то журналистика - это скорее социальный институт, своего рода си-стема деятельности людей, объединенных профессией.
Публицистика вполне может быть отнесена к особому роду литерату-ры, наравне с литературой научной и художественной. Уже можно гово-рить, что она сложилась как особая форма творчества, отражения действи-тельности, пропаганды, формирования сознания масс .
Публицистика постоянно расширяет границы своего толкования и ставит своей задачей не только информирование, но и идейное воспитание читателя, слушателя, зрителя и азарт социальных действий. Иногда жур-налистика, нравится нам это или нет, является фактором регулирования социального механизма. Он дает направление для удовлетворения зрелой социальной потребности.
В результате журналистика не только отражает общественное созна-ние, но и сознательно влияет на него. Его функция - оперативное, тщатель-ное и объективное изучение социальной жизни и ее влияния на общество.
В зависимости от жанра, в силу творческой природы автора, в публи-цистическом произведении используются концептуальные или образные средства для выражения мыслей, логических и эмоциональных эффектов.
Журналистику в контексте публицистики, если рассматривать ее соци-альную функцию, социально-политический характер и художественные характеристики, можно рассматривать в трех основных аспектах. В основ-ном речь идет о представлении журналистики как социально-политического явления, которое напрямую влияет на общественное созна-ние, идеологию масс и восприятие общественностью окружающей действи-тельности.
Рекламная деятельность является одной из разновидностей социаль-ной коммуникации и относится к системе политической коммуникации и политической осведомленности. Так или иначе, в социальной системе жур-налистика занимает место, соответствующее критериям политической ак-тивности и, имея высокий социальный вес, должна рассматриваться как особый социальный фактор и институт.
Также публицистика может быть отнесена к особому виду познава-тельного процесса. Она включает в себя не только способ социального общения, но механизм возвратной реакции. Познавательные, или иными словами гносеологические проблемы публицистики заключают в себе не только сам процесс создания публицистического произведения его авто-ром, но и, предваряющий его процесс постижения действительности пуб-лицистом, а также, немаловажный процесс восприятия аудиторией конеч-ного продукта творчества. И потому, третьим аспектом публицистики мо-жет считаться представление её, как особого вида художественного твор-чества и общественно-политической деятельности. При этом воплощение может быть проявлено в различных по содержанию и формам произведе-ниях .
Журналистика связана с наукой методами и средствами познания и отражения действительности. Он связан с наукой в ее социально-политическом и социологическом аспектах, а также с художественной ли-тературой и некоторыми видами искусства. Публицистические произведе-ния могут быть в равной степени оправданы в категории произведений ис-кусства, литературной критики или даже научной.
Публицистика как особый вид творческой деятельности во многом выражается яркой авторской позицией, образностью изложения, четко прослеживаемым принципом отбора фактов и выбора стилистического формата изложения.
Публицистика, находясь на стыке науки и фантастики, таким образом, также входит в круг влияния целого ряда других наук и видов творческой деятельности. Речь идет о политике, журналистике, искусстве и многих других сферах жизни человека.
И все же журналистика как публицистика - это, прежде всего, обще-ственно-политическая деятельность, которая, конечно, накладывает харак-терный отпечаток как на себя, так и на общественное восприятие. Это так-же определяет требования к человеку, занимающемуся публицистической деятельностью, при условии наличия у него четких социально-политических взглядов. Это, как видите, основа раскрытия его творческой индивидуальности.
Обеспечив себе статус особого направления общественно-политической деятельности, а также общественной деятельности, журнали-стика требует подхода к своему рассмотрению и оценке как чрезвычайно сложной системе.
Постоянные, а иногда даже революционные изменения в социально-политических установках и колебания социальной среды с ее неуловимыми изменениями предъявляют требования к журналистике, характер которой во многом определяется самими социальными сдвигами.
Усложнение общественной жизни, непрерывно порождая новые фор-мы деятельности, создает соответствующие им нормы и социальные инсти-туты.
В этой ситуации публицистика порой начинает выполнять не вполне свойственную ей, но весьма логически объяснимую роль в формировании общественного сознания и самопознания .
С древних времён письменные памятники культуры приводят нас к мысли о зарождении и истоках публицистичности .
1.2. Истоки и историческое развитие публицистики
На заре привычной для нас сегодня письменной формы выражения мыслей встречаются произведения уже несущие на себе отпечаток публи-цистичности, они и рисуют перед нами первичные зачаточные элементы публицистики уже видны в таких произведениях, как Индийские «Веды», поэма Лукреция «О природе вещей» и «Диалогах» Платон .
"Подобным же образом обстоит дело и с распределением неразумия: тех, кому досталась большая его часть, мы называем безумцами; тех же, у кого его чуть поменьше, – глупцами и слабоумными.
Если же кто хочет употребить смягченные выражения, то либо назы-вают их восторженными или наивными, либо простодушными, несведу-щими или глуповатыми. Впрочем, коли ты поищешь, то найдешь еще мно-го других имен. Все они означают неразумие, но его виды различаются так, как, согласно нашему объяснению, различаются между собой ремесла или болезни ".
Современная публицистика уже является определенным видом обще-ственно-политической деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:
1) Прохоров Е.П. Публицист и действительность. — М., 1973
2) Прохоров Е.П. Искусство публицистики. М., 1984.
3) Проблемы теории публицистики. Сборник статей. М., 1980.
4) Платон. Диалоги. М., изд. АСТ, Год издания: 2006 год
5) Честертон Гилберт Кит (Gilbert Keith Chesterton) . О Чарльзе Диккенсе. М., изд. Радуга, 2002г.
6) Живов Алексей, политолог. Интервью агентству ФАН (Феде-ральное Агентство Новостей, 2018г.
7) Лукашенко А. "О порядочности в СМИ" В беседе в прямом эфире на белорусском телевидении, www.ctv., 10 апреля 2018 года
8) Русский литературный портрет и рецензия в XX веке: Концеп-ции и поэтика. Сборник материалов./Редактор-составитель В.В.Перхин. СПб., 2019.
9) Газета Кемерова, gazeta.a42.ru, 30 марта 2018
10) Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики: (Осно-вы теории). Киев: Вищ. шк.: Изд-во при Киев. гос. ун-те, 1986. 174 с.
11) Калачинский А.В. Аргументация публицистического текста. Владивосток: Изд-во. Дальневост. ун-та, 1989. 119 с.
12) Прилюк Д.М. Публицистичность в журналистике // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 1973. - №1. — С. 11- 16.
13) Новопашин А.П. Коммуникация и власть. Тюмень: Мандр и К°, 2004. 136 с.
14) Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.:Мысль, 1973. 267 с.
15) Газетные жанры. 2-е изд., перераб. М.: Политиздат, 1976. 176 с. (Библиотечка журналиста).
16) Информационные жанры газетной публицистики: Хрестоматия. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1986. 296 с.
17) Колосов Г.В., Кройчик Л.Е., Худякова Э.А. Корреспонденция – жанр публицистики: Учеб. пособие. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. 131 с.
18) Овсепян Р.П. В лабиринтах истории отечественной журнали-стики. Век XX.- М.,2001г.
19) Горохов В.М. Закономерности публицистического творчества: (Пресса и публицистика). М.: Мысль, 1975. 187 с.
20) Глушков Н.И. Очерковая проза. Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. ун-та, 1979. 215 с.
21) Ученова В.В. Публицистика и политика. 2-е изд., доп. М.: По-литиздат, 1979. 271 с.
22) Ученова В.В. От вековых корней: Становление публицистики в русской культуре. М.: Сов. Россия, 2015. 176 с.
23) Ученова В.В. У истоков публицистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. 211 с.
24) Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.М. Эсте-тика словесного творчества. М.: Искусство, 1979.
25) Тодоров Ц. Теории символа / Пер. с фр. Б. Нарумова. М.: Дом интеллектуальной книги. Русское феноменологическое общество, 1998. 408 с.